О полезных свойствах растений мы говорили
в статье «Растения – помощники», а сегодня я хочу поговорить об использовании
растений в декорировании сада.
Сад Клода Моне в Живерни
Разглядывая фотографии чужих садов, посещая
выставки и публичные парки, мы в первую очередь оцениваем их по принципу:
нравится-не нравится, красиво-не красиво. Затем начинаем примерять к своему
участку: будет ли нам уютно в подобном саду, будет ли то или иное растение, или
целая композиция, уместна в конкретном месте, поможет ли в реализации нашей задумки.
Чтобы разобраться в этом, нужно отдавать
себе отчёт в том, что кроме своего основного предназначения – украшение сада –
растения могут выполнять ещё целый ряд функций.
Начинающий садовод приходит в садовый
центр или питомник и покупает там всё, что ему понравится, не особо задумываясь
о месте и возможностях данного растения в своём саду.
1. Эстетическая функция.
В первую очередь мы сажаем растения для
красоты: клумбы, рабатки, миксбордеры, солитёры на газоне, подвесные и
напольные кашпо и т.д. Но, мало просто высадить растения, их нужно гармонично
скомпоновать между собой и грамотно расположить на участке.
О правилах создания композиций мы
поговорим отдельно, это материал для целой статьи. Здесь лишь отмечу, что от
расположения растений по отношению друг к другу, зависит красота сада в целом. Чтобы
растительный декор сада не выглядел набором разноплановых композиций, нужно
применить приемы, объединяющие отдельные растения и разрозненные группы.
2. Архитектурная функция.
Для начала нужно создать каркас, основу
сада из деревьев и кустарников, которые придадут объёмность будущей картинке, скроют
неприглядные виды, либо, наоборот, подчеркнут достоинства сада.
Живая изгородь (ЖИ) вдоль забора поможет
укрыться от взглядов соседей и прохожих, а также послужит прекрасным фоном для
миксбордера или клумбы.
Вертикальное озеленение строений также
призвано скрыть не слишком интересный вид, разграничить монотонность стены и
объединить дом и сад в единое целое.
Не только вертикали, но и горизонтальные
поверхности (газон, ковровая клумба) создают структуру и объём сада. Игра
контрастов позволит создать гармоничную картинку.
3. Создание микроклимата.
Второй функцией деревьев и кустарников
можно выделить создание светового режима и микроклимата на участке. Высокие
деревья дают тень для тенелюбивых растений, ЖИ, высаженные с наветренной
стороны, разбивают воздушные потоки и создают особый микроклимат на участке. Любители
влаги, например: берёза, могут в значительной мере осушить территорию вокруг
себя.
4. Инженерная функция.
От чисто утилитарных функций можно
перейти к стилистике и колористике.
5. Стилистика.
Выбор растений для сада во многом зависит
от его стиля, так как многие растения несут в себе смысловую нагрузку. Здесь мы
основываемся на устоявшихся ассоциациях. При слове «пальма» мы представляем
тропики, а увидев берёзу, дорисовываем образ среднерусской полосы. То же
происходит с принадлежностью растений к той или иной стране: бамбук и сакура –
это Япония, олива – Греция, а мхи и верески – Скандинавия.
Создавая сад в стиле кантри, мы выбираем
простые садовые цветы, из «бабушкиного» сада, для лесного уголка подберём природные
растения, характерные для подлеска, а для французского регулярного сада, в
первую очередь, подумаем о розах.
6. Колористика.
В подборе цветового решения сада всё
достаточно просто. Основываясь на законах колористики, определяя подходящие
сочетания с помощью цветового круга, можно создать различные эффекты в своём
саду: приблизить или отдалить границу сада, выделить или скрыть что-либо,
подчеркнуть тот или иной стиль и т. д. При нынешнем сортовом разнообразии,
можно подобрать растение практически любого оттенка, для каждого сезона. Также
не забудьте о цветовом наполнении сада в зимний период.
На первый взгляд, всё это может показаться сложным, но это не так. Разобравшись в теории, вы с лёгкостью подберёте для своего участка именно тот набор растений, который поможет вам создать сад своей мечты. При этом отсеется всё лишнее и чужеродное для вашего сада, и это позволит в будущем избежать многих ошибок и бесконечных пересадок.